Абу Мансур ал-Матуриди

 

Аль-Матури́ди, Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад (араб. الماتريدي ابو منصور محمد ابن محمد‎‎) (870, близ Самарканда — 944, Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма.

 

Абу Мансур аль-Матуриди родился в городе Матуриде близ Самарканда. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде. Из его учителей называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих аль-Самарканди), Насра бен Йахья аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам.

 

Похоронен на кладбище Чокардиза в Самарканде.

 

 

Содержание: 

1. Наследие

2. Память

 

Наследие

 

На ряд вопросов калама Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны. Но в отличие от ашаритов Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода выбора, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в религиозных обрядах 

 

Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра

 

Имам Матуриди преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с карамитами, шиитами и мутазилитами, посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов.

 

Труды Матуриди можно разделить на следующие категории:

Труды по каляму и искусству диспутов.

Труды по усулю.

Труды по тафсиру и кораническим наукам.

Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа).

 

Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:

Комментарий к Корану «Таавилат аль-Куран»

Толкование трактата «Аль-фикх аль-акбр» Абу Ханифа под названием «Шарх уль-фикх иль-акбр»

«Книга о единобожии» («Китаб ут-таухыд»).

 

Память

 

В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде.

 

 

В Узбекистане отметили юбилей Бурханиддина аль-Маргинони

 

02.06.2012 | История в лицах

 

 4 декабря в городе Маргилан Ферганской области Узбекистана в комплексе Бурханиддина аль-Маргинони состоялся научно-практический семинар, посвященный 920-летию ученого.

 

 Знаменитый ученый и философ, получивший в исламском мире имя "Шейхуль ислам" Бурханиддин аль-Маргинони является выдающейся личностью, который внес огромный вклад в мировое правоведение.

 

 Его книга "Аль-Хидая", в которой научно обоснованы нормы гражданского права в мусульманском мире, занимает почетное место на страницах истории в качестве сенсационного события XII века.

 

 До наших дней дошли шесть из десяти книг ученого, относящиеся к исламскому правоведению – фикх. Произведения Маргинони тщательно изучаются не только в Центральной Азии, но во всех арабских странах в качестве документального и духовного наследия.

 

 На мероприятии были заслушаны лекции о его жизни и творчестве, обсуждены некоторые части написанных им книг. Вместе с этим, на мероприятии, приуроченном к дню рождения мусульманского правоведа, состоялась презентация книги о его работах, а также была освещена деятельность фонда "Аль-Маргинони".

 

 Источник: "Узинформ"

 

 

 

Имам ал-Бухари

(810-870)

 

В духовной культуре народов Средней Азии IX — начала XIII века ведущее место занимал ислам. В становлении и развитии мусульманской идеологии основополагающее значение имели, наряду с Кораном, хадисы, предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада.

 

Собирание хадисов получило особенное распространение во второй половине VIII века. А в IX веке в мусульманской науке сложилась даже особая дисциплина, исследовавшая хадисы. К X веку в исламском мире всеобщее признание получили труды шести наиболее авторитетных хадисоведов, авторов наиболее достоверных сборников хадисов. Почти все они были уроженцами Мавераннахра и Хорасана. Среди них самое главное место занимает имам ал-Бухари, который из 800 тысяч рассказов о пророке отобрал лишь около 7400 "безупречных". На основе этих хадисов он составил свод "Ал-Джами ас-сахих". Этот оригинальный труд известен также под названием "Сахих ал-Бухари". Среди Других сборников хадисов труд ал-Бухари занимает главное место и считается второй священной книгой после Корана. Вот уже двенадцать веков труд имама ал-Бухари "Ал-Джами ас-сахих" широко используется как ценнейший источник исламского учения. К этой книге написано более ста томов комментариев. Она переведена на многие языки мира.

 

Имам ал-Бухари оставил после себя богатое духовное наследие. Его перу принадлежит более двадцати сочинений, имеющих большое воспитательное и нравственное значение. Они призывают людей к добру, благородству, милосердию, справедливости, трудолюбию, честности, взаимопониманию, любви к Родине. Изучение и осмысление наследия имама ал-Бухари свидетельствует о том, что наряду с успехами в светской науке ученые Мавераннахра достигли успехов и в развитии религиозной мысли мусульманского Востока.

 

 

 

 

«Байт ал-хикма» (Дом мудрости)

   

  Арабский халифат, захвативший огромную территорию, сильно нуждался в просвещенных светских людях, необходимых для укрепления новой власти в завоеванных странах. Потому здесь, наряду с исламом, активно распространялся и арабский язык. Он считался языком государства, религии и науки. В свою очередь, местная знать, стремившаяся как можно теснее сблизиться с арабскими властями, усиленно старалась изучать арабский язык. Со временем среди населения Мавераннахра появились люди, в совершенстве владеющие государственным языком халифата. Вместе с тем арабским языком как языком науки широко пользовались ученые Мавераннахра и Хорасана. Многие из них перебрались в центральные города халифата —Багдад, Басру, Дамаск, Каир, Куфу, ставшие в первые века ислама научными центрами Востока.

 

К середине VIII века халифат простирался от Средней Азии на Востоке до Испании на Западе. В системе единого централизованного исламского государства происходил заметный подъем сельскохозяйственного и ремесленного производства. Активизировались международная торговля и мореходство, строились ирригационные и гидротехнические сооружения, возводились новые города. Все возрастающие потребности государства и общества в практических знаниях, необходимых для составления сельскохозяйственного календаря, географических карт, разработки методики определения расстояний между населенными пунктами, измерения земельных площадей, рационального распределения воды между водопользователями, настоятельно требовали развития астрономии, математики и географии.

 

В развитии этих наук немалую роль играл и ислам, требовавший от своих последователей строгого соблюдения времени обрядов, что вызывало необходимость создания устройств для измерения времени (солнечные часы — Даираи Хинди, гномоны, клепсидры и т.п), а также способов определения точного направления на Мекку из любого пункта обширной империи.

 

На территориях государств, завоеванных халифатом, — в Сирии, Египте, Иране и Средней Азии существовали древние очаги культуры. В Средней Азии еще задолго до ислама в зороастрийских храмах проводились астрономические наблюдения. Эти научные традиции получили дальнейшее развитие в Багдаде, куда в 819 году по приглашению халифа Маъмуна (813—833) переехали многие видные среднеазиатские ученые, такие как Муса ал-Хорезми, Ахмад ал-Фергани, Хабаш ал-Хасиб, Яхъя ибн Абу Мансур, Абул-Аббас Джавхари и другие. Потребности в практических знаниях были столь велики, что халиф развернул широкую программу по организации научных исследований, придав им статус важнейших государственных приоритетов.

 

В столице халифата Багдаде при участии среднеазиатских ученых была организована академия "Байт ал-хикма" (Дом мудрости). Здесь имелась богатейшая библиотека, где хранилось огромное количество рукописей на арабском, персидском, греческом, индийском языках по разным областям науки, культуры и религии. В Багдаде (квартал Шамасия) и около Дамаска на горе Касийун были построены две обсерватории, где, наряду с астрономическими наблюдениями, ученые занимались изучением и переводом на арабский язык трудов индийских, греческих и иранских авторов.

 

 

 

© Шохрух Мардонов - 2012г.